С первого года проживания нашей семьи (Сарафановых) в поселении, вопрос об очистке дороги зимой, встал перед нами принципиально. Подробнее: http://blagodarnoe.ru
Проживали в поселении в первый год мы одни. И в первый год проживания нам крупно повезло, зимой было мало снега. Когда дорога стала не проезжая, из за снега, оставляли машину в соседней деревне, 1,5 км от нас, и шли пешком. Дорог тогда в поселении нашем конечно же не было, и тогда весной и осенью, тоже оставляли машину в деревне и шли пешком. В то время мы с женой постоянно работали в городе. И ходили, ездили каждый рабочий день. В первый год колодец мы не сделали (был не прав), и воду брали из родника в двух километрах от нас. На фото видно конные санки, это уже не далеко от нашего дома, что замело. Мы их не использовали в тот год. И их, как и всё поле, замело.
На следующий год, после нас, переселилась вторая семья, и тоже не сделали себе колодца. А мы уже сделали :-) Вот соседу воду на лошади возили :-) А лежит , потому как ёмкость для воды круглая, с санок укатывается :-)
Дороги в поселении очень важны. И очень важна очистка дорог зимой.
На сегодняшний день (2016г) опыта у меня по очистке дорог в поселении уже 10 лет. Сначала я думал вот о таких вариантах для проезда домой:
И тот и другой вариант при изучении для нас оказались малоэффективны и даже вредны. Чистка дорог этим способом в начале зимы сначала даёт хороший проезд машинам. А затем приводит к образованию бортиков, и к большим проблемам в дальнейшем…
Федеральные муниципальные дороги высоко подняты над землёй 1-2 метра. И канавы солидные. И на таких дорогах есть куда снег скинуть. А у нас дороги подняты сантиметров на 15 и канавы совсем маленькие. Как только их засыпаем снегом получаем проблемы. Потому снег в поле, к тому времени выше чем на дороге. И при первом же ветре снегом заметает дорогу вровень с полем. И всё не проехать… Жди трактор. А трактор сразу после метели попробуй найди. Они всё заняты сначала, там где находятся. К нам обычно приезжают через 3-4 дня после метели.
И большие денежные расходы на наём тракторов… Потому что теперь только тракторами чистить. Чистили и не раз. Обычно раза 3-5 сначала беларусом с ножом впереди. И с каждой очисткой бортик растёт всё выше и выше, очистка дорог для трактора становится всё сложнее и сложнее. И мы переходим на гусеничный трактор с ножом. Его хватает ещё примерно на 5-6 очисток (цифры взяты примерно из собственного опыта). А последним идёт погрузчик. Однажды погрузчиком мы чистили пять километров шесть часов и за ним ехали на своих машинах, возвращались домой.
Вот результаты работы погрузчиком. Дорога от БлагоДарного до Татищево.
Самый лучший вариант очистки дорог в поселении, что я видел, очистки ротором. Его главное преимущество в том, что снег равномерно распределяется по полю. Бортиков не образуется (что очень важно):
Преимущество трактора с роторной очисткой очевидно, но пока в поселении нет человека, который готов приобрести за свой счёт и чистить дороги. Можно приобрести и из общего кошелька, но встаёт тот же вопрос, кто будет за него отвечать? Один человек? Два? кто будет ремонтировать? Техника двух хозяев не приемлет. один сломал, другой чинит. А запчасти из чьего кармана? Из опыта других поселений, можно чётко сказать — общая техника, повод для конфликта. Можно даже часть денег из общего кошелька в долг человеку дать, но желающего человека отвечать за трактор и очистку дорог зимой нет. Пока нет.
А раз нет, то пока надобно решать другими доступными нам способами. В течении несколько лет я укатывал шинам своей нивы дороги в поселении. И для себя и для соседей. Два поля, примерно два километра дорог. Добровольно и бесплатно. Смещался по дороге вправо и влево, так чтобы шинами проехать по выпавшему снегу. И так всю зиму, до того такого снега, что укатать уже ни как. И тогда вызывал трактор. Преимущество такого вида очистка (зимника) — дорога подымается вверх вместе с укаткой. и проезжая даже после метелей. проезжая потому, что разница между укатанной дорогой и уровнем выпавшего снега не велико. Но время! Время! Одна укатка у меня занимала примерно четыре часа. А укатывать нужно два дня, поскольку в первый день мы разбиваем снежинки и снег остаётся рыхлым. А вот на второй день проезда, снег прибивается к земле и покрытие дороги становится твёрдым. Получается, выпал снег и два дня ездить по четыре часа. Каждый раз, как выпадает снег зимой. За один год выезжал минимум раз двадцать!
И вот переехал у нас один очень хороший сосед, с техническим склада ума и придумал укатку. Дорог стало побольше, и примерно 4 км дорог укатываем укаткой всего за 1,5 часа!