Наша младшенькая училась в обычной школе 2 года и 2 года в Вальдорфской школе. Начала учиться очень хорошо. А к 4-му классу пропало желание учиться. В январе 2009г., после переезда на свою Родовую Землю, мы решили, что учителей пора увольнять:-) и перевели ребенка в середине пятого класса на домашнее образование. По итогам 5-го класса сдали по всем предметам экзамены и закончили учебный год на отлично и хорошо (шесть пятерок и четыре четверки). Но это далеко не самое главное. Главное — как меняется отношение ребенка к знаниям, к организации своего времени.
В первый месяц домашних занятий внимания к предмету у нашей Аленушки хватало минут на пять. Потом мысли устремлялись к прекрасной мечте о лошадях, к тому как бы побыстрее покататься на коньках, лыжах, на собаках… А еще она очень старалась скрыть то что не понимает или совсем не знает, по школьной привычке, чтобы не поставили плохую оценку.
Школу мы выбрали поближе к нам. В прошлом году мы заключили со школой договор на экстернат (директор школы убедительно посоветовала, т.к. в этом случае весь гос.бюджет на обучение ребенка идет школе). Есть еще именно домашнее образование, когда большую часть бюджета получают родители, но в этом случае школа не так заинтересована в ученике. Для ребенка эти оба вида ничем не отличаются. Сейчас на домашнее образование можно переходить при любой школе (потруднее совсем в сельских, они просто не знают пока эту форму и не всегда принимают к себе). Мы были первопроходцами в этой школе.
Вместе с директором и учителями по ходу определяли как, когда в какой форме удобнее подводить итоги по пройденному материалу. С каждым учителем я обсуждала учебный план. ( Оказалось, что учителям положено давать раз в четверть консультации родителям по прохождению материала)
Затем мы с Аленкой составляли свой учебный план и из него расписание и занимались. Один домашний урок у нас длится 35 мин. Все перерывы активны.
А большинство предметов нам понравилось проходить погружением. Например годовой курс информатики мы прошли за три недели, историю — за пять недель, математику — за пять недель, физику- за три недели и т.д. На ежедневное оставили русский, литературу, английский, природоведение, музыку, рисование. рукоделие.
Сдавали в течение полугода по темам почти все предметы, чтобы и учителя познакомились с Аленкой, и чтобы подкорректировать что-то из пройденного. А по итогам года были экзамены по всем предметам перед комиссией и в тестовом виде и в форме собеседования и контрольные работы. Все учителя единогласно сказали — Умница Аленушка, беспроблемный ребенок, заниматься с ней им не надо — только приходит иногда и сдает все на пятерки и иногда на четверки.»
И все зовут в школу на уроки или хотя бы на олимпиады
Я присутствовала на всех собеседованиях , тестах и экзаменах. Это очень важно. Когда присутствуют родители — между учителями и ребенком идет более объективный диалог и отношение к ребенку. И я для себя отмечала — на что нужно обратить внимание ребенку, какие критерии оценивания знаний используются в школе.
В общем наработали мы со школой за прошлый год хороший взаимный опыт:-)
В этом году в эту же школу оформили своего сына наши знакомые во второй класс. Очень довольны.
В Ярославле уже почти во всех школах есть дети, которые учатся дома хотя и живут в городе. Сейчас это узаконено и уже опробовано.
Сейчас наша дочка учится второй год на домашнем и в школу возвращаться совсем не собирается.
Немножко о погружении
Выбираем один предмет главным, например математику. В день изучаем ее 2-2.5 часа, перемежая 2-3мя дополнительными предметами: например биологией, географией,
английским, рукоделием…(все уроки по 35 мин.)
Максимум внимания сосредоточено на математике. С каждым днем она становится все более знакомым, понятным и интересным предметом. И с каждым днем все быстрее и быстрее усваивается материал.
Закончили математику — беремся за физику, а математику можно ставить дополнительным уроком раза два в неделю для закрепления.
Закончили физику- переходим к истории и т.д.
Так мы подружились со всеми предметами .
Желательно подготовиться к тому как оценивают знания в школе (например на экзаменах по итогам года) Поэтому мы заранее приобретаем разные дидактические материалы, тестовые и контрольные работы и решаем их.
Тому, что на обучение уходит все меньше и меньше времени — рада вся наша семья. В жизни столько интересных, творческих важных дел особенно на своем Родовом Поместье.
Ольга Сарафанова декабрь 2009г